В октябре 2016 г. пользователь гибридной сканирующей системы RIEGL VMZ компания «УралГео» совместно с сотрудниками компании «АртГео» приняли участие в серии демонстрационных полетов БПЛА RIEGL Ricopter, оснащенного системой воздушного лазерного сканирования, цифровой фотосъемки для целей высокоточного картографирования при съемке небольших, но сложных объектов.
Демонстрация проходила в Австрии в районе г. Хорн, в котором расположились штаб-квартира компании RIEGL и ее производственные цеха. Полеты проходили как в автоматическом, так и в ручном режиме в присутствии гостей из РФ и представителей RIEGL.
БПЛА Ricopter – восьмимоторный (4х2) электрический коптер с полетной массой около 25 кг, из которых 8 приходятся на аккумуляторы, 8 – на конструкцию и винтомоторную группу, а остальное (8.5 кг) – на съемочные сенсоры: лазерный сканер, камеры, средства навигации, управления и хранения данных.
БПЛА Ricopter это:
1. Riegl VUX-SYS - сканер, обладающий скорость съемки до 750 000 точек в секунду, дальностью до 1350 м и полным обзором всей нижней полусферы может быть установлен даже в малогабаритные люки (до 40х45 см и менее). В этом случае даже низкая облачность позволит обеспечить на высоте 300 м и скорости полета полосу охвата шириной более 1 км, при этом в центральной ее части шириной 750 м средняя плотность точек будет выше 40 точек/м2, что достаточно для создания топографических планов любого масштаба и приближается по плотности к мобильному лазерному сканированию.
2. Цифровая фотокамера (до 2-ух) с разрешением до 24 мегапикселов (в сумме – до 48 мегапикселов при ширине полосы обзора до 10 000 пикселов), что позволяет обеспечить получение фотоснимков с разрешением до 2-3 см одновременно с очень большой полосой съемки даже на малых высотах.
3. Видеокамера в управляемом подвесе может опционно быть заменена на прибор ночного видения, позволяет пилоту осуществлять радиоуправляемый полет с использованием видео-очков.
4. 2-частотная система навигации ГНСС, в сочетании с Applanix AP20 или AP60 позволяющая обеспечить точность расчета траектории на уровне нескольких сантиметров.
БПЛА способен продержаться в воздухе более 30 минут, выполняя полеты при ветре до 12 м/с. Дальность действия определяется дальностью радиоконтакта с пилотом на земле – при потере контакта RiCopter самостоятельно начнет возвращение в сторону точки старта либо до возобновления радиоконтакта, либо до автоматической посадки.
Управление дублировано, есть система аварийной посадки в автоматическом режиме. Для ускоренной зарядки весьма весомых (в прямом смысле слова) и мощных LiPo батарей в комплекте поставки идут две зарядные станции. В сложенном состоянии RiCopter компактен – все кофры комплекта оборудования помещаются в средних размеров авто, в полете же это довольно крупный объект с размахом лопастей более 2 м.
Производительность системы в режиме площадной съемки со средней плотностью – до 2 км2 за 1 полет (при условии установки радиоканала, обеспечивающего работу на соответствующем удалении), но наиболее типовая схема работы предусматривает съемку 30-100 га территории с высочайшей плотностью данных.
Особенностью данного съемочного устройства является способность вести съемку не только сверху, но и сбоку – благодаря тому, что VUX SYS снимает с углом охвата в 330 градусов. Эта особенность не слишком важна при съемке малонаселенных территорий. Однако при работе на заводах, подстанциях, над эстакадами нефтеперерабатывающих заводов и исторической городской застройкой, в горных ущельях и т.п. – она становится бесценной, позволяет покрыть точками отражений даже наиболее потаенные части объектов.
Другой довольно неожиданной особенностью RiCopter c VUX SYS LR является возможность СНЯТЬ СЪЕМОЧНУЮ СИСТЕМУ С БПЛА и без особых доработок УСТАНОВИТЬ ЕЕ НА ПИЛОТИРУЕМЫЙ НОСИТЕЛЬ. Так, на высоте 300 м и скорости полета около 250 км/ч сканер дает полосу охвата шириной до 1 км, при этом в центральной ее части шириной 750 м средняя плотность точек будет выше 2.5 точек/м2, что достаточно для 1:1000-1:5000 планов.
Коротко о данных: при первом взгляде на них создается ощущение, что это не данные воздушного сканирования, а что-то среднее между мобильным и наземным сканированием – настолько плотными и малошумными являются облака точек. Действительно, средний шум на заведомо плоских объектах составляет не более 12 мм – это результат, который и в наши дни может показать далеко не любой наземный сканер, не обладающий способностью к полетам.
Демонстрационныйе полёты показали, что RiCOPTER c VUX SYS является универсальной съемочной системой, пригодной для работы в широчайшем диапазоне масштабов и охвата – от отдельных заводов и точностей на уровне трехмерного моделирования объектов размером в первые дециметры до классических аэрофотосъемочных работ с производительностью до нескольких сотен км2 в день.